Как подготовить ребенка к школе: первоклассники и не только


И снова август. И снова за выбором школьной формы и рюкзаков очень многие родители пытаются спрятать свою тревогу: как-то будет со школой?

Особенно если в школу идет первоклассник. Особенно если предстоит второй или третий класс, и прошлый учебный год не был удачным. Особенно если впереди 4-й класс с диагностиками и экзаменами. Хочется как-то настроить себя и ребенка на новый учебный год. Но как говорить о школе, если ваш сын или дочь совершенно не скучают по учебе и готовы быть вечно на каникулах? Психолог Ирина Чеснова предлагает примеры таких разговоров и отвечает на вопрос, как ходить в школу с удовольствием.

Школьные годы — чудесные. Правда-правда. Даже если иногда в этом сомневаешься и так хочется махнуть на уроки рукой.

Знаешь ли ты, что дети не зря идут первый раз в первый класс в 7 лет? Это самое лучшее время, чтобы начать учиться. Да-да, по-настоящему учиться и получать от этого удовольствие. Давай поговорим с тобой о том, как это — ходить в школу с удовольствием. И что можно сделать, чтобы возможные трудности не омрачили твои чудесные, самые лучшие школьные годы.

А зачем вообще ходить в школу? Я считаю, что мы ходим в школу, чтобы:
• расти и развивать свои таланты (о многих из них, кстати, ты еще не знаешь и будешь открывать их в себе постепенно);
• узнавать много нового, делать открытия, задавать вопросы и находить на них ответы, в общем, учиться добывать новые знания — этим мы потом занимаемся всю жизнь, потому что хороший специалист в любой области всегда стремится идти в ногу со временем;
• убедиться в том, что мы и вправду очень способные — каждый в чем-то своем;
• научиться дружить и общаться с самыми разными людьми, видеть их особенности, понимать их позицию.

Как тебе кажется, что можно было бы сюда добавить?

Увлекаться или заставлять себя?
Учеба — дело не всегда легкое, но вполне посильное для такого замечательного и любознательного ребенка, как ты. А если у тебя возникают сложности, то сейчас мы с ними разберемся.
Итак, что самое главное в учебе, как ты думаешь?
Внимательно слушать учителя? Вроде бы, да. Правильно и аккуратно выполнять задания? И это тоже. Стараться, прилагать усилия, не сдаваться, когда трудно? Безусловно!
Но есть самая-самая главная вещь, без которой любая учеба превращается в мучение. Это интерес. Все, что для нас интересно и увлекательно, мы изучаем быстро, свободно и легко, без усилий.
А там, где интереса нет, приходится напрягаться и заставлять себя. Очень это утомительное занятие — все время себя заставлять. Ничего хорошего из постоянного принуждения не выйдет, точно тебе говорю! Поэтому твоя задача — найти в учебе как можно больше интересного и познавательного.
Учебу можно сравнить с путешествием на велосипеде: где-то ты будешь катиться легко и с ветерком, где-то — забираться в гору, усердно крутя педали и вытирая пот со лба, где-то на кочку наедешь, где-то угодишь в яму или даже канаву — придется выбираться, да еще и на помощь кого-то звать. Так что здесь, как и в любом путешествии, нужно быть готовым ко всему, в том числе и к временным неудачам и трудностям.

Три списка для решения трудностей с учебой
У тебя, как и у каждого человека, есть свои особенности, и они могут проявляться в учебе. Например, у тебя отличная память, а вот почерк неважный — буквы красивые выводить не очень-то получается. Или ты все схватываешь на лету, а спокойно усидеть на месте не можешь. Бы¬вает? Не страшно. Нужно просто подумать, как это исправить.
Но сначала — о приятном. Давай составим список того, что у тебя отлично получается в учебе.
Что в школе мне удается особенно хорошо:
я хорошо считаю,
я легко запоминаю иностранные слова,
я смело отвечаю у доски,
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Теперь очередь следующего списка — напиши, что пока не получается и что нужно подтянуть. На свете не бывает идеальных людей, которым все и всегда удается сделать быстро, красиво и легко. Мы все так устроены: что-то мы делаем на пять с плюсом, а что-то — в силу своих особенностей — не так безупречно. Это вовсе не значит, что мы неумелые или неспособные. Тому, что пока (!) не получается, всегда можно научиться. Или начать делать это чуточку лучше, чем раньше.
У меня пока не получается, мне трудно:
• учить стихи,
• внимательно слушать учителя весь урок и не отвлекаться,
• выполнять задание так же быстро, как другие ребята,
• __________________________________________________
• __________________________________________________
А теперь пора составить план по преодолению этих трудностей. Для этого нужно понять, чему ты хочешь научиться, что хочешь делать очень хорошо.
Я хочу научиться:
• писать без ошибок и помарок,
• быстро умножать цифры,
• делать интересные доклады или красивые презентации,
• ________________________________________________
• ________________________________________________
Сначала нужно найти в любом деле что-то маленькое и незначительное, чему можно научиться быстро и легко. Например, красиво писать только букву «а», выучить таблицу умножения только на 2, подобрать картинки в Интернете для презентации. А когда появятся первые успехи, можно уже на что-то более серьезное замахнуться, как считаешь?

Если учиться трудно
Если тебе пока трудно внимательно слушать учителя и не отвлекаться на уроке, попробуй сделать там:
•  Как только ты перестаешь слышать учителя, несколько раз ущипни себя (только не больно и не соседа по парте), открой и закрой, переложи ручку из одной руки в другую, подвинь стул, на котором сидишь, — в общем, сделай что-то такое, что позволит встрепенуться и взбодриться.
•  Трудно усидеть на месте, так и тянет повертеться и подвигаться? Поиграй в интересную игру: как только тебе захотелось поерзать, нарисуй на отдельном листочке какой-нибудь маленький знак — например, кружочек. В конце урока посчитай их количество. И на следующем уроке постарайся сделать так, чтобы этих кружочков было меньше. В конце дня проверь результат. И не забудь себя похвалить!
Если у тебя не очень красивый и аккуратный почерк:
•  Попробуй поменять ручку на более удобную, со специальной резиночкой и выемкой для пальцев, которая поможет тебе правильно поставить руку.
че твоя рука будет сильно напрягаться, быстро устанет, а буквы начнут плясать в разные стороны.
•  Очень внимательно отнесись к тому, как ты сидишь за столом (сидеть нужно ровно, удобно, обе ноги держать на полу), тетрадь расположить под углом, а локоть — обязательно! — должен лежать на столе. Иначе твоя рука будет сильно напрягаться, быстро устанет, а буквы начнут плясать в разные стороны.
•  Делай паузы и разминай пальчики («Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем»).
•  Тренировка, тренировка и еще раз тренировка! Пиши в прописях, рисуй узоры и просто то, что тебе нравится. Не жди, что твой почерк сразу станет идеальным, но улучшить тебе его точно удастся.
Если у тебя не получается выполнять задания так же быстро, как у других ребят, начни использовать отведенное время с наибольшей пользой:
•  Не волнуйся и не торопись, иначе ошибок станет больше. Запомни, что лучше не доделать задание до конца, но то, что ты успеешь написать, должно быть сделано хорошо.
•  Никогда не сиди долго над сложными для тебя заданиями. Сразу переходи к другим, которые ты можешь выполнить. А потом уже возвращайся к несделанному.
•  И наконец, разреши себе быть не таким быстрым, как окружающие. У тебя свой темп, как только ты это поймешь и перестанешь испытывать неловкость, многие дела будут получаться быстрее, чем раньше.
Как в любой новой и сложной ситуации, ты имеешь полное право обратиться за помощью к более опытным взрослым. И это совсем необязательно должны быть твои родители. В твоей жизни появился взрослый, который тоже может тебя поддержать, — твой учитель.

Как относиться к неудачам?
Ты делаешь много ошибок, и у тебя что-то не получается?
«Не ошибается только тот, кто не работает!» — вот что я тебе отвечу. Столкнувшись с неудачей, скажи себе: «Да, у меня не получилось, но из любой ситуации есть выход. Это не тупик, а новый поворот жизни. И полезный опыт!»
Даже в море ошибок есть островок успеха. Найди его! У тебя корявые кракозябры вместо букв, зато цифры выходят красивые, как на подбор. Ты не слишком быстро читаешь, зато читать тебе нравится, а какие истории придумываешь, заслушаться можно! От твоего пения вянут цветы на окне класса, зато на физкультуре ты бегаешь быстрее ветра или проявляешь чудеса гибкости. Крепко встань на этот островок успеха, и пусть он будет опорой для твоих дальнейших побед.
Обязательно хвали себя! Полностью сделать домашнее задание, когда ты просто валишься с ног от усталости, — это настоящий подвиг! В человеке, который может собраться и выполнить работу до конца, очень много упорства и внутренней силы.
Тебе очень важно видеть и чувствовать, что у тебя многое получается, что ты молодец! Надеюсь, близкие помогут тебе сохранить веру в себя и свой успех, вне зависимости оттого, какие оценки ты получаешь в школе. Во взрослой жизни именно эта вера помогает нам справляться с любыми, даже самыми сложными, делами и ощущать, что мы можем, умеем, способны!